Жизнь современных подростков. Личный опыт психолога

 

 

 

Почему наши дети, такие какие они есть? Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, часто бывает достаточным взглянуть на отношения, внутри той семьи, где проживает ребёнок. Семья и отношения в ней, практически полностью формируют личность ребёнка и модель его отношений с окружающим миром.

Воспитывая своих детей, мы часто стараемся найти себе оправдание в том, что чего-то недодаем ребёнку. Дать всё – это заведомо проиграть, потому, что это невозможно. Отдавая ребёнка на всевозможные секции, покупая ему дорогие вещи и крутые смартфоны, вы не замените то внимание, которое вы можете ему дать. Самое главное, что оно не обязательно должно быть постоянным, нет, оно может быть очень дозировано, но сосредоточено на каких-то определенных вещах. К этому относится – совместная деятельность, в которой вы чему-то учите маленького человека, формируете его взгляды на мир, проявляете интерес к его внутреннему миру. Можно сколько угодно вместе смотреть телевизор или часами гулять на улице или по магазинам, но если в этом не будет проявляться интерес к мыслям ребёнка, его миросозерцанию, тогда это не будет очень важным. Человек, находящийся рядом с ребёнком, причём, неважно кто это, родитель, соседка, согласившаяся с ним посидеть, учитель или кто-либо  ещё, неосознанно формирует у него модель поведения по отношению к различного рода ситуациям и вещам. Так, если мальчик, всё своё детство, регулярно видит папу, который в сложных ситуациях, прячется за жену и пытается добиться от неё принятия важных решений, не будет ничего удивительного, что в будущем, он и сам станет себя вести подобным образом. Девочка, видящая такую же ситуацию в своей семье, вероятнее всего примерит модель поведения матери на себя и будет проявлять властность, по отношению к другим мужчинам. Конечно, есть очень много аспектов, делающих из нас тех, кто мы есть, однако, то, что описано выше, играет крайне серьёзную роль. Интересно, но дети видящие насилие в своих семьях и жестокость, проигрывают это со своими игрушках. Так, в одной короткометражной ленте, на тему насилия, была сцена, когда маленькая девочка, видящая то, как её пьяную мать насилуют такие же пьяные друзья-собутыльники, убегая от дома, проигрывала эти сцены со своими куклами.

В своей работе, мне часто приходилось понимать, что большинство родителей, реально не знают своих детей. Конечно, каждый из них, считает, что это не так, но зачастую, это лишь наивное заблуждение. Многие, почему-то упускают тот момент, что ребёнок с самого маленького возраста, находясь в обществе других людей, уже начинает себя вести не так, как дома. Обычно, с первым большим обществом, в котором регулярно нужно взаимодействовать с  подобными себе, ребёнок сталкивается в детском саду. Именно здесь начинают раскрываться многие качества, ещё не сформированной личности, о которых могут ещё и не подозревать родители. Трусость, желание новых неизвестных ощущений, склонность к предательству, сплетничество, отношение к дружбе, высокомерие, излишняя гордость, умение хранить тайны и многое другое – всё это проявляется с самого детсва. Вспомните себя в том возрасте, когда вы были сами ещё детьми. У вас были определенные взгляды на то, кто из сверстников является хорошим, а кто нет. Вы уже могли судить об окружающих по их действиям и поступкам.

Когда человек оказывается в школе, то обычно, находясь в подростковом возрасте, начинает проявлять интерес к чему-то запретному и неизведанному. Первая сигарета, глоток алкогольного коктейля. Как любопытно порой видеть округлившиеся глаза родителей, которым сообщают, что их ребёнок напился до практически невменяемого состояния. Обычно, в таких случаях, родители говорят, что их сын или дочь, такого сделать не могли, на самом деле могли  и подобное делают уже не в первый раз. Думая о своих школьных годах, я порой вспоминаю следующий случай:

После уроков, я, выйдя из школы и отправившись на автобусную остановку, достал пачку сигарет и закурил. На тот момент, 70% моих одноклассников тоже курили, не все правда это демонстрировали в открытую – стеснялись учителей и боялись подпортить свой имидж хорошистов и отличников. Я на тот момент был троечником и особо не стеснялся, а имидж мальчика с хорошим поведением, тоже был весьма уже подпорчен. Так вот, на пути к остановке, меня догнала моя одноклассница – Зина. Она была лучшей ученицей нашего класса, регулярно участвовала в олимпиадах и как примерная девочка, рисовала плакаты с умирающими от никотина лошадьми для различных конкурсов. Интересно, что Зина ко мне подошла не с предложением взять меня на перевоспитание и отучить от курения, а напротив, предложила мне покупать у нее анашу со скидкой, как для «надежного» одноклассника. Вначале я подумал, что это шутка, но Зиночка, даже достала коробок с зельем и предложила, бесплатную пробу. Коробок я тогда не взял, но потом узнал, что многие ребята у неё покупали. Как оказалось, Зина, в свободное от рисования ЗОЖных плакатов и учебы время, уже несколько лет продавала наркотики, в том числе и героин. Учителя и родители, конечно же, ничего не знали.

Мы не знаем наших детей. Так же как и наши родители, в то время, когда подростками были мы, не знали до конца нас. Конечно, есть такие дети, которые очень искренны со своими родителями и всем с ними делятся, но это, на мой взгляд, редкость. К сожалению, когда с детьми и подростками общаюсь я, как психолог, то слышу, что всё обычно не так, или не до конца так. Самое забавное, что большинство родителей, полагают, что именно в их семье, с доверием всё обстоит хорошо. Не будьте такими наивными, это сравнимо с выигрышем в лотерею.

Пробы табака, алкоголя и других наркотиков, а также первые сексуальные опыты, всё это, как правило, недоступная для родителей информация. Я прекрасно, помню, что когда учился в своей первой школе, до девятого класса, то как и многие другие ребята, был удивлен тем, как забеременела восьмиклассница, а потом  ушла на долгие каникулы. Конечно же ей, занесло беременность не святым духом. Всё было гораздо банальнее, чем красивый библейский сюжет. Отправившись на день рождения к другу, девица выпила лишнего и решила так сказать расслабиться. Проблема  была даже не совсем в беременности, гораздо сложнее было узнать, кто папа…

Передачи «Пусть говорят» с Малаховым тогда не было, а сделать тест на ДНК, будущая мама и ей родители были не в силах, нужно было растить нового члена общества.

Таких случаев,  как из своей жизни, так и из жизни, людей, обращающихся ко мне за помощью, я знаю много. Важно то, что все они имеют одно общее – никто из родителей, даже и не догадывался, что на самом деле происходит в жизни их детей, хотя и семьи часто были вполне себе благополучные.

Всё это касается и суицидов среди детей и подростков. Родители всё также после того, как их чада принимают решение уйти из жизни, говорят, что они этого сделать сами не могли. Но жизнь не совсем бывает такой, какой мы её видим со стороны. Возвращаясь опять к своему детству, я помню, как старший брат моего одноклассника, учившийся на год старше, повесился. Насколько я помню, основная версия этого заключалось в том, что он не смог пережить то, что из-за большого количества троек его не взяли в десятый класс. С помощью ремня отца, который к слову служил в милиции, он повесился дома на турнике.

Вы можете спросить меня, о том, в какой такой школе я учился, что всё это в ней происходило. Я учился в двух разных школах и они считались далеко не самыми плохими. Я знал и знаю людей, которые учились и в других учебных заведениях, видя подобное и там. Сейчас, с развитием цифровой техники и Интернета мы узнаем о таких вопиющих случаях как избиение подростка, ранней беременности, или чего-то подобного, весьма часто и долго удивляемся этому. Такое было всегда. Всегда кого-то изобьют, кто-то напьется, кого-то изнасилуют на пьяной вечеринке и тд. В этом виновата, кстати, не школа.

Можно долго продолжать обсуждать тему тех же самоубийств среди детей и подростков – к сожалению, это практически всюду. Сюжеты «Битвы экстрасенсов» зачастую бывают построены на таких трагедиях. Там же можно опять же увидеть и то, что родители, до конца не в силах осознать произошедшее, пытаются обвинить в случившемся кого угодно, но только… не самих себя.

Да и кстати, можно упорно обвинять школьных психологов в том, что они не провели 100500 тестов для того, чтобы узнать, что на душе у ребёнка, но это будет не совсем справедливо, истинную причину можно увидеть и без этой ненужно белиберды, нужно настоящее живое общение. Только общаясь, и демонстрируя желание искренней заинтересованности к другой личности, можно найти ключ к душе другого. Как говорил Дизраэли – «Поговорите с человеком о нём, и он будет слушать вас часами».

Так что же делать, чёрт возьми? – воскликнут, прочитав всё это некоторые. «Всё очень просто и одновременно сложно» - отвечу я. Легко сказать, а выполнить гораздо сложнее, хотя, сделав это, вы уже точно, сможете сказать, что помимо покупки Айфона своему чаду и новых адидасовских кроссовок, приобретенных после воскресной обжираловки в Бургер Кинге, сделали всё, всё как надо. Как надо ребёнку, а, потом уже – нам.

Итак:

- Говорите с детьми. Спрашивайте об их переживаниях. Согласитесь, вопросы: «Как у тебя дела?» и «Какие у тебя переживания?», предполагают разные ответы. Поинтересуйтесь, что ощущает ваш ребёнок, когда слышит, как поют птицы или когда с папой учиться забивать гвозди. Узнавайте о том, что у него на душе. Задав вопрос, типа:  «Что сегодня было в школе?», вы скорее всего услышите – «Ничего».  Спросите, что ощущал ваш ребёнок, находясь в школе, испытывал ли он беспокойство и почему. Когда, с кем, или на каком уроке он ощущал себя уверенным и с чем это было связано;

- Проверяйте социальные сети своих детей. Это не значит, что вам нужно обязательно взламывать их «Контакт», нет, просто смотрите, что они размещают у себя. Вся их жизнь, часто бывает отражена именно там. Какой образ жизни их привлекает, какая музыка им интересна, к кому испытывают симпатию и с кем на самом деле общаются – всё это можно узнать из соцсетей. Как-то я с помощью записей на стене во «Вконтакте» и опубликованной там истории, смог помочь найти одни людям их сына. Парень, учащийся девятого класса одной из школ Воронежской области пропал из дома после сдачи итогового экзамена. Оказалось, беглец был любителем рэп-баттлов и после экзамена, отправился один, за 120 километров от родного села, чтобы продемонстрировать толпе, какой он крутой MC, в Воронеж на тусовку.  Потом парень кутил с друзьями до утра, выключив телефон. Конечно, в рэп-баттлах нет какого-то великого зла, проблема в том, что родители этого подростка, не знали о его жизни и не поддерживали его интересы, а даже напротив, высмеивали их;

- Рассказывайте детям о себе. Рассказывайте о вашем детстве, как вы преодолевали трудности. Показывайте правильный пример. Закладывайте историями о себе и о своих поступках, модель поведения ваших детей. Пусть они знают о том, как жили вы, когда были в их возрасте, как ошибались и как справлялись с проблемами. Конечно, если у вас слишком богатый опыт, наверное, кое о чем стоит и умолчать, но всё же;

- Проявляйте интерес к друзьям вашего ребёнка. У вас обязательно должны быть номера телефонов друзей и их родителей. Следите кстати и за их страницами в соцсетях, это также поможет вам сформировать более полный взгляд на личности, которые окружают ваших детей;

- Разговаривайте с детьми о вреде курения, алкоголя и других наркотиков. Рассказывайте о том, почему это плохо и чем это может закончиться, необязательно болезнью, это может закончиться, как у той девочки, родившей в школе, о которой я писал выше. Вред от этих веществ, для здоровья не всегда может проявляться сразу, а вот на текущие жизненные события – вполне. Кстати, перестаньте уже бояться говорить с подростками о сексуальном поведении. Я не о том, чтобы рассказывать о возможных применимых позах, чтобы сделать свой первый сексуальный контакт более разнообразным, а о том, что может быть, например, без применения средств контрацепции. Пожалуйста, перестаньте быть наивными и думать о том, что это должен сделать кто-то за вас, возьмите и сделайте это сами. Вы сами зачали своих детей – сами и объясните им всё. Поверьте, воспитание улицы и знания, полученные от друзей, не помогут в таком деле. Уж лучше пусть ваш ребёнок сам знает о возможных опасностях и расскажет об этом другим.

Конечно, это не все, на чем стоит делать акценты в воспитании, вероятно, какой-нибудь паблик в «ВК» или же профессор кафедры межгалактического института психологии и педагогики расскажет больше, но я постарался написать о том, что на самом деле является важным, потому, что в своей работе, я сталкиваюсь с этим очень часто. Я верю, что ваших дети – самые лучшие, верьте и вы, но и работайте над тем, чтобы всё точно было так. Удачи вам.

С.А.

Проблемы детского воспитания можно решить, записавшись на консультацию

 

 

 

 

 

 

Контакты

Ваш личный психолог в Воронеже — Сазыкин Артем Александрович.

Ул. Вл. Невского 38Е, 1-й этаж
E-mail: psiholog.sazykin@gmail.com

INSTAGRAM - https://www.instagram.com/sazykin_psiholog/

ВК -  Артём Сазыкин (vk.com)

Запись по телефону: 8-951-559-19-43 с 8:00 до 21:00

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Уважаемые Клиенты, если я не отвечаю на Ваш телефонный звонок, это значит, что у меня консультация или тренинг.
Прошу Вас отправить мне смс и я перезвоню Вам позже. Спасибо.